Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

тулуз-лотрек анри де

Энциклопедический словарь

Тулу́з-Лотре́к Анри де (Toulouse-Lautrec) (1864-1901), французский график и живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого, энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы быта парижской богемы).

* * *

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де - ТУЛУ́З-ЛОТРЕ́К (Toulouse-Lautrec) Анри де (1864-1901), французский график и живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого, энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы быта парижской богемы).

* * *

ТУЛУ́З-ЛОТРЕ́К (De Toulouse-Lautrec) Анри Мари Раймон Де (24 ноября 1864, Альби - 9 сентября 1901, замок де Мальроме, близ Бордо), французский живописец, график.

Представитель древнейшего аристократического рода, получил хорошее домашнее образование, с детства прекрасно рисовал. Судьба Тулуз-Лотрека трагична: после перелома обеих ног красивый, ловкий мальчик превратился в калеку - карлика с короткими ножками, большой головой. Искусство стало для него единственным прибежищем. Его учителями были Р. Пренсто (1879-81), в 1882-86 известные художники академической ориентации Л. Бонна и Ф. Кормон. Тулуз-Лотрек много рисует, особенно лошадей, которых любил с детства, мечтая стать наездником. Ему хорошо удаются и породистые кони, мчащиеся во весь опор: «Альфонс де Тулуз-Лотрек в карете» (1881, Пти-Пале, Париж) и лошади-трудяги: «Нагруженная телега», (около 1875-80, Музей в Альби). Он делает портреты близких: матери - «Графиня де Тулуз-Лотрек» (1883, там же); бабушки - «Габриэль де Тулуз-Лотрек» (1882, частная коллекция, Нью-Йорк). Избегая жалости или насмешек, Тулуз-Лотрек сам первым смеется над своим увечьем; он остроумен, насмешлив, таково и его искусство. Он мастер гротеска: несколько стремительных, точных штрихов - и на листе возникает убийственно меткий, узнаваемый образ.

Художник становится завсегдатаем ночных увеселительных заведений Парижа, кочуя по кафе, кабаре, публичным домам; альбом всегда при нем, ему охотно позируют, признавая за своего. Он воссоздает атмосферу ночного города, его обитателей. Беглые наброски передают не только характер, иногда в них прочитывается судьба, развязность прикрывает порой усталость, одиночество: «Пересохшая глотка» (около 1889, Фогг Арт Музеум, Кембридж); «Салон на улице Мулен» (1895, Музей в Альби); «Эти прекрасные дамы» (ок. 1895, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Дерзкая энергичная линия выхватывает мгновения из пестрой жизни ночного Монмартра. У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом. Знаменитая Ля Гулю - «Танец в «Мулен-Руж» (1890, частная коллекция, Филадельфия); «Ля Гулю, входящая в «Мулен-Руж» (1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк); звезда Монмартра, певица Иветт Гильбер с характерным лицом, тонким носом, худыми руками в черных перчатках - «Иветт Гильбер поет английскую песенку» (1894, Музей изобразительных искусств, Москва). Особенно удачны листы, посвященные владельцу кабаре Аристиду Брюану, который прославился тем, что ругал и поносил посетителей.

Обычно насмешливый, иронично-дерзкий Тулуз-Лотрек становился иногда внимательным, застенчиво нежным - «Джейн Авриль, выходящая из «Мулен-Руж» (1892, Атенеум, Хартфорд): задумчивое усталое лицо танцовщицы, опущенные глаза, строгий костюм - образ овеян тихой печалью. Но простым и добрым Лотрек бывает, только рисуя животных, возможно, потому, что в их глазах он не замечает ни удивления, ни жалости к себе: ослик с грустными глазами, покорная лошадь с доброй мордой, важные почтенные быки - рисунки для «Естественных историй» Ж. Ренара (1897, Национальная библиотека, Париж). Любимый художник его -Дега (см. ДЕГА Эдгар), и он нередко разрабатывает близкие темы: «Прачка с корзиной» (1888, литография); «Туалет», (1896, Музей Орсе, Париж); «Жокей» (1899, цветная литография).

Кроме рисунков, пастелей, станковых картин маслом, Тулуз-Лотрек создавал великолепные плакаты и афиши, подняв рекламу до уровня подлинного искусства: «Амбассадер. Аристид Брюан» (1892) - крупная голова в черной широкополой шляпе, мефистофельский излом бровей, черный костюм и огненно-красный шарф; все выглядит ярко, броско, завлекательно.

Тулуз-Лотрек скончался после долгой болезни, не дожив до 37 лет. Хотя при жизни он не пользовался широким признанием, влияние его на современников и художников 20 века было значительным.

Энциклопедия Кольера

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де (Toulouse-Lautrec, Henri de)

(1864-1901), французский живописец, рисовальщик, литограф. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился в Альби 24 ноября 1864. Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В отрочестве сломал обе ноги и он остался калекой. Лишенный возможности вести традиционный для провинциального дворянина образ жизни, решил посвятить себя живописи. В 1882 Тулуз-Лотрек учился в Париже у Леона Бонна и Фернана Кормона, но оба учителя были слишком привержены академизму и не оказали сильного влияния на его творческое формирование. Лотреку нравились смелая, выразительная угловатость произведений Дега и уплощенная перспектива и линеарность японских гравюр; на основе этих источников он создал собственный оригинальный стиль. В 1884-1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы ("Диван Жапоне", "Мулен де ла Галетт" и особенно "Мулен Руж"); среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана Авриль, певец и композитор Аристид Брюан, певица Иветт Гильбер и многие другие. Лотрек оставил после себя огромное наследие. Он создал множество цветных рисунков, посвященных цирку и циркачам, рисунки и литографии с изображениями велосипедистов, жокеев и других спортсменов, портреты выдающихся актеров и актрис, в том числе Сары Бернар, и знаменитую серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства. С ранней молодости Тулуз-Лотрек много пил; беспутный образ жизни, напряженная, сосредоточенная работа и многие часы, проведенные без сна, быстро подорвали его и без того слабое здоровье. Умер Тулуз-Лотрек от паралича в одном из семейных поместий близ Бордо 9 сентября 1901.

ЛИТЕРАТУРА

Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М., 1990 Жюльен Э. Тулуз-Лотрек. М., 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен Руж.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Танец в "Мулен Руж".

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК (Toulouse-Lautrec) Анри де (1864 - 1901), французский график, живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы жизни парижской богемы).

Анри де Тулуз-Лотрек. В Мулен-Руж.

Анри де Тулуз-Лотрек. "В Мулен-Руж".

Анри де Тулуз-Лотрек. Цирк Фернандо. Наездница.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Цирк Фернандо. Наездница".

Анри де Тулуз-Лотрек. Молодая девушка с рыжими волосами. 1889 г. Париж, частная коллекция.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Молодая девушка с рыжими волосами". 1889 г. Париж, частная коллекция.

Анри де Тулуз-Лотрек. Женщина, одевающая чулки. 1894 г. Алби, музей Тулуз-Лотрека.

Анри де Тулуз-Лотрек. "Женщина, одевающая чулки". 1894 г. Алби, музей Тулуз-Лотрека.

Полезные сервисы